Звук, давление и частота
Движения вибрирующего тела нарушает среду вокруг него. Эти нарушения постепенно распространяются во всех направлениях от источника до принимающего тела, например, уха. Скорость их распространения зависит от физических свойств среды (в воздухе температурой 20 °C скорость распространения составляет 340 м/с). Они не могут распространяться в вакууме.
При определенных условиях эти нарушения могут восприниматься слухом, вызывая явление, называемое нами «звук». Звук, воспринимаемый ухом, представляет собой колебания давления на барабанной перепонке, передаваемое движениями среды, обычно, воздуха. Барабанная перепонка использует эти изменения давления, а нервно-акустическая система трансформирует его в акустическое восприятие.
Для замера звука необходимо руководствоваться двумя значениями:
Чем выше частота, тем выше тон звука.
Выделяют три диапазона частот:
Диапазоны частот
Распространение звука в воздухе можно сравнить с волнами на поверхности воды:
Частота и интенсивность
Порог слышимости человеческого уха соответствует давлению в 2 10-5 Па. Ухо способно без ущерба выдержать давление до 20 Па, при этом болевой порог составляет порядка 200 Па. Человеческий слух настолько чувствителен, что минимально различимая разница давлений составляет менее одной 10-миллионной от болевого порога.
С точки зрения частоты в среднем человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 Гц до 16000-20000 Гц.
Акустическое давление
На практике акустическое давление не используется для замера интенсивности звука по следующим причинам:
Уровень акустического давления Lp рассчитывается по формуле:
где р давление звука (Па) Итоговое значение выражается в децибелах (дБ).
Пример: если звук развивает давление в 10 Па, его акустическое давление будет равно:
Следующая таблица показывает взаимодействие между давлением звука (Па), уровнями акустического давления (дБ), физиологическими последствиями и примерами соответствующих звуков.
Давление звука и уровень акустического давления
Эффект |
Пример |
Давление звука p (Па) |
Акустическое давление Lp (дБ) |
Болевой шок |
200000 |
200 | |
190 | |||
20000 |
180 | ||
170 | |||
2000 |
160 | ||
150 | |||
Болевой порог |
200 |
140 | |
Двигатель самолета |
130 | ||
Опасность |
Клаксон |
20 |
120 |
Газонокосилка |
110 | ||
Прибывающий состав |
2 |
100 | |
метро | |||
Большой оркестр |
90 | ||
Плотный поток машин |
0,2 |
80 | |
Оживленная улица |
70 | ||
Громкие голоса |
0,02 |
60 | |
Тихая квартира |
50 | ||
Обычные голоса |
0,002 |
40 | |
Тишина в горах |
30 | ||
Шепот |
0,0002 |
20 | |
Тишина пустыне |
10 | ||
Слуховой порог |
Абсолютная тишина |
0,00002 |
0 |
Децибелы на практике
Когда несколько независимых источников формируют давление звука (р1, р2, p3,...), одновременно, результирующее давление p рассчитывается формуле p2 = p12 + p22 + р32 + ..., а результирующее акустическое давление - по формуле:
Это означает, что неправильным было бы складывать все значения акустического давления, выраженные в дБ.
Два звука с одинаковым звуковым давлением в сочетании производят шум, величина которого всего на 3 дБ выше уровня шума от каждого составляющего звука.
Пример: если шум обладает давлением звука в 0,2 Па, его акустическое давление рассчитывается по формуле:
При слиянии двух звуков давлением в 60 Па акустическое давление рассчитывается по формуле:
Пример сложения акустического давления
Важно: даже если разница между двумя звукоизоляционными материалами в 3 дБ эквивалентна 50% снижению интенсивности звука, данное правило не применимо к звукам, воспринимаемым человеческим слухом. Для слуха разница в:
Таким образом, разница в 20 дБ примерно эквивалентна диапазону, в котором работают продукты из шумоизоляционной линейки стекла AGC.
В следующей таблице приведены максимальные уровни акустического давления в зависимости от типа помещения или вида деятельности
Максимальный уровень акустического давления в помещениях
Помещение |
Уровень акустического давления(дБ) |
Спальни, библиотеки |
20 - 30 |
Квартиры, жилые комнаты |
20 - 40 |
Школы |
25 - 40 |
Кинотеатры и конференц-залы |
30 - 40 |
Изолированные кабинеты |
30 - 45 |
Общие кабинеты |
40 - 50 |
Кабинеты с печатающими сотрудниками, большие магазины, рестораны |
45 - 55 |
В реальности воспринимаемые нами звуки не состоят из повторяющихся частотных циклов и не характеризуются идентичным уровнем давления, а представляют собой различные частоты и звуковые давления, наложенные друг на друга и создающие непрерывный спектр из всех частот.
Для полного отображения звука необходимо использовать диаграмму, называемую акустическим спектром, отражающую уровень давления (или шумоизоляции) в зависимости от частоты.В следующей таблице приведен пример акустического спектра.
Пример акустического спектра
Вводная информация
Спектры звукоизоляции в полном объеме отображают акустические характеристики остекления. Данные, приведенные в спектре звукоизоляции, обработаны для простоты использования и облегчения выбора наиболее подходящего для шумоизоляции остекления. По этой причине предпочтительным является выделение из кривых различных индексов, «суммирующих» спектр звукоизоляции. Преимущество индексов заключается в возможности более простой классификации акустических свойств различных элементов. Акустические характеристики выражаются коэффициентом шумоподавления Rw (C; Ctr), детально описанным в стандарте EN ISO 717-1.
Коэффициенты шумоподавления Rw (C; Ctr)
Коэффициент шумоподавления в соответствии с европейским стандартом EN ISO 717-1 в реальности объединяет три показателя и определяется следующим образом:Два поправочных коэффициента введены для того, чтобы учесть типы звуков, требующих изоляции:
Для определения уровня шумоизоляции к средневзвешенному показателю прибавляются поправочные коэффициенты, выбираемые в соответствии с источником шума.
Таким образом, эффективность шумоизоляции конкретного остекления, выражаюется формулой (Rw + C) или (Rw+ Ctr). В следующей таблице приведены рекомендации по выбору поправочных коэффициентов в зависимости от источника шума.
Выбор поправочного коэффициента для определения коэффициента шумоподавления в зависимости от источника шума
Источник шума |
Rw + C |
Rw + Ctr |
Играющие дети |
+ | |
Бытовая обстановка (разговор, музыка, радио, телевидение) |
+ | |
Музыка диско |
+ | |
Поток на шоссе (> 80 км/ч) |
+ | |
Городской дорожный поток |
+ | |
Движение поездов со средней и высокой скоростью |
+ | |
Медленно двигающиеся поезда |
+ | |
Реактивный самолет на небольшом удалении |
+ | |
Реактивный самолет на большом удалении |
+ | |
Винтовой самолет |
+ | |
Предприятия, создающие в основном средне- и высокочастотный шум |
+ | |
Предприятия, создающие в основном средне- и низкочастотный шум |
+ |
Необходимо отметить, что значения шумоподавления, замеренные подобным образом, эквивалентны лабораторным замерам и обычно более благоприятны, нежели результаты фактических измерений в поле для того же источника шума. На практике, тем не менее, в полевых условиях уровень снижения шума будет меньше. Тем не менее, коэффициент шумоподавления позволяет классифицировать остекления в зависимости от источника шума. Другими словами, если один тип остекления обладает более высоким коэффициентом шумоподавления по сравнению с другими, он также будет демонстрировать более качественно подавление шума в реальных условиях эксплуатации под действием аналогичного источника шума.
Пример: остекление с коэффициентом звукоизоляции Rw (C; Ctr) равным 38 (-2; -5) ) будет обладать следующими показателями:
Уровень и тональность фонового шума, а также уровень шума от неопределенных источников необходимо учитывать на этапе проектирования с целью выбора наиболее подходящей системы звукоизоляции фасада. Уличный шум может не просто иметь различный уровень в зависимости от источника, но и его тональность может различаться:
Эти соображения наиболее важны при проектировании фасада, поскольку на практике гораздо сложнее обеспечить изоляцию низкочастотного шума. 60 Для иллюстрации данного явления в таблице ниже приведены спектры двух типов источников звука (городского автомобильного потока и потока на шоссе).
Примеры спектра автомобильных потоков в городе и на шоссе
Уровни звука, обеспечивающие акустический комфорт внутри помещения, зависят от условий среды, в которой расположено здание. Шум, проходящий через остекление, будет восприниматься более раздражающим в более тихой среде, нежели в городском центре. Чем больше разница между шумом, поступающим снаружи от конкретного распознаваемого источника (проезжающего мотоцикла, к примеру), и шумом от неопознанного источника (уровень которого значительно выше в городском центре), тем большее раздражение он вызывает. Проектировщикам необходимо принимать данный факт во внимание.
Любое остекление, установленное в раме, обеспечивает некоторую звукоизоляцию. Тем не менее, некоторые виды остекления, в частности, многослойное стекло с акустическим полимерным слоем или шумозащитной пленкой PVB, а так же некоторые виды стеклопакетов, значительно улучшают звукотермоизоляционные свойства. Акустические характеристики различных типов остекления описано на следующей странице.
С точки зрения звукоизоляции одинарное стекло действует подобно простой перегородки в соответствии с двумя законами акустики, применимыми ко всем монолитным одинарным перегородкам вне зависимости от материала, из которого они изготовлены:
Закон частот гласит, что в теории для тонких перегородок любого размера звукоизоляция возрастает на 6 дБ при удвоении средней частоты. На практике данный закон не всегда выполняется, и в звуковом спектре выделяют три частотные зоны:
При комнатной температуре резонансная частота равна примерно
где · e толщина листа стекла, выраженная в мм.
· Расположение зоны зависит от эластичности материала;
чем жестче материал, тем ближе резонансная зона к полосе
низких частот.
Закон частот: в теории и на практике
Закон масс гласит, что в теории при удвоении массы перегородки уровень звукоизоляции возрастает на 6 дБ при постоянной частоте. На практике этот закон соблюдается во всех случаях за исключением резонансной зоны. Тем не менее, с ростом толщины одинарного остекления также происходит смещение резонансной частоты в зону низких частот (см. закон частот).
Закон масс: в теории и на практике
В следующей таблице показана резонансная частота одинарных листов стекла в зависимости от их толщины.
Резонансная частота (частота совпадения) одинарного остекления
Толщина (мм) |
Резонансная частота (Гц) |
4 |
3200 |
5 |
2560 |
6 |
2133 |
8 |
1600 |
10 |
1280 |
12 |
1067 |
15 |
853 |
19 |
674 |
Выводы:
С позиции звукоизоляции существует два типа многослойного стекла:
Благодаря эластичности звукоизолирующая PVB может разделять листы стекла в составе триплекса и предотвращать возникновение эффекта монолитного стекла. Критический провал менее выражен и смещен в зону более высоких частот. В следующей таблице показаны спектры частот флоат-стекла и многослойного стекла аналогичной общей толщины.
Звукоизоляционные спектры монолитного и многослойного стекла идентичной толщины
Выводы:
Примечание: Асимметричное многослойное стекло не обладает улучшенными показателями звукоизоляции.
Эффективность симметричного однокамерного стеклопакета зачастую ниже, чем монолитного остекления аналогичной суммарной толщиной стекла. В следующей таблице приведен спектр однокамерного стеклопакета формулой 4-12-4 в сравнении с монолитным остеклением толщиной 4 мм и 8 мм. Данный пример показывает:
Для обеспечения эффективной звукоизоляции здания резонансная частота системы масса-пружина-масса должна располагаться ниже частоты 100 Гц. Данное условие не выполняется при использовании однокамерного стеклопакета из двух листов стекла идентичной толщины и воздушной прослойки от 12 до 15 мм, а звукотермоизоляционные свойства однокамерного стеклопакета в низко- и среднечастотной зоне ограничены.
Звукоизоляционный спектр однокамерного стеклопакета формулой 4-12-4 в сравнении с одинарным остеклением толщиной 4 мм и 8 мм
Для устранения резонансного эффекта массы-пружины-массы воздушное пространство между листами стекла необходимо увеличить, чтобы возникающая благодаря воздушной прослойке пружина была более гибкой. Тем не менее, в результате остекление получается слишком толстым и требует гораздо более широкой — и, соответственно, тяжелой — рамы. Данное решение также увеличивает степень конвекции в пределах воздушного или газового пространства, что наносит ущерб теплоизоляционным свойствам. Подобное решение не получило обширного практического применения. Выводы:
При повышении уровня звукоизоляции, обеспечиваемой однокамерным стеклопакетом, первым этапом является использование листов стекла, разница толщин которых достаточно велика, чтобы каждый из них был способен скрыть недостатки другого листа при достижении стеклопакетом диапазона критических частот. Таким образом, возникает провал совпадения частот в более обширном частотном спектре, но пиковые значения оказываются менее выраженными, как показывает рисунок ниже, а провал в районе 3 200 Гц исчезает). В данном случае рост массы по сравнению со стеклопакетом 4-12-4 также способен сократить провал в диапазоне низких частот.
Выводы:
Многослойное стекло также может применяться в составе однокамерных стеклопакетов. На следующем рисунке показано улучшение эффективности при использовании многослойного стекла. Основной рост сосредоточен в первую очередь в высокочастотной зоне, поскольку стекло выравнивает провал в диапазоне критических частот.
Порядок, в котором производится установка асимметричного стеклопакета
и/или стеклопакета с многослойным стеклом, не оказывает никакого
влияния на акустические свойства остекления. Рекомендуется выполнять
установку любого многослойного стекла на основе PVB с внутренней
стороны стеклопакета в целях обеспечения безопасности в случае
разрушения стеклопакета.
Выводы:
По сравнению с одинарным остеклением двухкамерный стеклопакет обычно демонстрирует несколько более высокое качество звукоизоляци благодаря более высоким показателям в диапазоне ниже 250 Гц. Тем не менее, в отличие от однокамерного стеклопакета, в случае двухкамерного стеклопакета необходимо учитывать влияние двух резонансных частот. В целом, двухкамерные стеклопакеты (TGU) показывают более высокие результаты в диапазоне высоких частот, но общая толщина стекла значительно отличается. Улучшенные акустические показатели могут быть достигнуты при учете тех же моментов, что характерны для однокамерных стеклопакетов.
Факторы, влияющие на уровень звукоизоляции различных типов остекления, можно резюмировать следующим образом:
При этом следующие факторы не оказывают никакого влияния на уровень звукоизоляции, обеспечиваемой остеклением: